В раннем возрасте у меня был потрясающий опыт, который отбил желание заниматься чем-то более менее серьёзным на ближайшие несколько лет. Я придумал идею, которой не было нигде, написал бизнес-план, всё подготовил. Искал инвестора и нашёл. Убедил его вложиться. После всех договорённостей, в момент подготовки к запуску, инвестора убили. За 30 минут до нашей встречи. Выстрелили в голову, смерть наступила моментально. Яркое впечатление в моей молодости. Не совру, тогда я сильно испугался. А спустя 6 лет мою идею реализовали.

С переменным настроением шёл к получению высшего образования. С одной стороны, я понимал, что это необходимо. С другой стороны, всегда понимал - учат тому, что не пригодится в жизни. Опять-таки вечная борьба теории и практики. Сейчас я убеждаюсь в своём мнении, что вместо 5 лет обучения, можно потратить всего лишь 3-4 месяца и познать столько же, если не более. Винтики в системе учат нас быть практически такими же винтиками в системе. Несколько лет я учился маркетингу и ничего не знал. И когда же несколько месяцев подряд просто вкладывал в рекламу и получал результаты на практике, это было намного более ценно. 5 лет - это слишком большой срок, но я доучился.

Параллельно с обучением я должен был учиться чему-то на практике. И я пошёл пробовать - резюме, тестирования; интервью; собеседования, а далее – в свой день рождения я попал в British American Tobacco. Отличный подарок. Условия работы – потрясающие! Корпоративная культура очень интересная (и очень плохо работающая). Желание работать в BAT, правда, отшиблось быстро. Сначала тем, что вставать рано утром, и тем, что на второй день начальник уже начинает и кричать и давить на эго. Через 2 недели работы, я выполняю те же функции, что и начальник, только в 5-7 раз быстрее. Сюрприз! Упущение большой компании (подходящий человек стоил бы в 2-3 раза дешевле и выполнял в 10 раз больше). А так – компании пришлось оплачивать работу нескольких людей, и ещё платить за переобучение. Слишком много затрат. Это называется неповоротливостью и закостенелостью большой организации.

Мне пора дальше. Моя основная история в маркетинге берёт своё начало с 2007 года. Из идеологии постепенно рождалось интересное детище – бизнес-клуб «Гранд». Начиная с неосуществимых фантазий, придумалось то, что в итоге смогло задать новый тренд, как выяснилось позже. Это был клуб по интересам – к рекламе, маркетингу, бизнесу и деньгам. За время моего управления организация существовала более 2 лет. Было проведено 37 деловых мероприятий: 2 бизнес конференции, 4 тренинга и 31 встреча клуба. За всё время существования, на наших мероприятиях побывало 2000+ человек. Мероприятия стоили до 14000 рублей, неизменно были платными (и неизменно посещаемыми), никогда не отменялись и никогда не переносились.

В БКГ можно было узнать, как найти клиентов, какой рекламой стоит пользоваться, как обучиться, найти единомышленников, поставщиков, а так же партнёров и новые идеи. Начали появляться всё более и более известные выступающие. Переговоры о выступлении велись, например, с Евгением Чичваркиным, на тот момент - президентом Евросети. Был клуб, была идеология, вокруг которой всё крутилось. Мероприятия, акции, сайты, скидки, членские карты и новые возможности. Это было движение. Я делал не то, что уже где-то было создано. Я создал новую работающую бизнес-модель (которую успешно копируют и сейчас). Бизнес-клуб "Гранд" - как часть моей жизни и успеха.

Пришла популярность. PR клуба, которым я занимался, сработал. Сработал и на меня самого. Каждый день меня узнавали на улицах незнакомые люди, брали автографы, снимали на TV, были постоянные интервью, обо мне писали в журналах и газетах. Постоянно ходили слухи, постоянно писали сообщения и разрывался телефон. Но нравилось это только в самом начале. После - стало сильно надоедать и теснить мою жизнь, загоняя меня в рамки и в галстуки. Я не смог бы долго этого выдержать. Через 2 года после создания, бизнес-клуб «Гранд» был передан новому руководителю, хорошему другу и человеку – Дмитрию Новосельцеву. Несмотря на сильные изменения, Гранд живёт, развивается, улучшается и расширяется. Мне приятно видеть успехи в развитии Гранда.

Как создать себе community, привлечь клиентов, фанатов и найти последователей я уже знал, поэтому с 2007 года начал заниматься консалтингом по рекламе, маркетингу, привлечению клиентов и личному брендингу. То, что у меня лучше всего получалось, в чём я профессионал, это я и начал продвигать. К 2009 году у меня был огромный опыт на множестве примеров – люди и компании. Теперь знания преобразовались в практический опыт. Все наработки, всё образование, вся практика – это помогало мне более и более развиваться в данных направлениях.

Несмотря на мою НЕ любовь к тренингам и подобной чуши, всё же я очень много всего посетил. Я учился. Перечитывал сотни книг. Посещал тренинги и семинары: «Программа «Лидер», программа «Business Perspective», тренинг «Эффективная самопрезентация», «Целеполагание. Тайм-менеджмент», «Тренинг для тренеров», «PR: особенности написания рекламных и информационных текстов», тренинг "Уверенное и профессиональное поведение для молодых руководителей и специалистов", тренинг «Шут и деньги», «Экспресс-тренинг слепой десятипальцевой печати», тренинг «Личный брендинг», тренинг "Продажи: гарантированно", курс «Риторический практикум. Мастерство убеждения», «НЛП-практик», «НЛП-мастер» и т.д. На многих конференциях выступал в роли участника – «Научно-практическая конференция студентов и аспирантов СПБГИЭУ 2006 и 2007 года», «VII Симпозиум научной молодёжи Санкт-Петербурга», и т.д. Но, повторюсь, всё это очень сомнительно, мой практический опыт в продажах и маркетинге считаю основным.

И опять мне пора дальше. Новая компания. Бурное развитие, постоянный рост рекламного бюджета. Несколько офисов в центре Петербурга. Очень конкурентная сфера, спрос на рынке зачастую был ниже предложений. И это дало ещё более ценный опыт не просто в обычной рекламе, а в отстройке от конкурентов. Я теперь очень люблю конкурентные рынки – в них легче отличаться и легче быть самым лучшим. Это мне наиболее интересно.

Так или иначе, я понимаю, что бизнес в моём понимании – это цифры, показатели. Я всегда знаю, сколько клиентов приносит реклама. Я всегда знаю, какой у нас процент продаж, какие конверсии, какие обороты и прибыли. Маркетинг, как наркотик. Маркетинг – это красиво.