На воре галстук горит

«То, что не лезет ни в какие ворота, свободно выносится через проходную», - однажды метко заметил мой тезка Леонид Сухоруков. Однако лучше долго восхищаться мудростью крылатых выражений о воровстве, чем столкнуться с этим феноменом лицом к лицу. Воруют не только у нас, воруют везде, только у нас это доведено до национальной традиции. Искоренить воровство, наверное, не выйдет еще очень долго, слишком многим «ногам» не дает покоя «дурная голова». Так что, став предпринимателем, приходится мириться с мелким воровством подчиненных.

Но когда это переходит всякие границы, а количество желающих спереть что плохо лежит, растет в геометрической прогрессии нужно принимать меры. Что делать будем? Одними драконовскими мерами наказания тут не отделаешься, придется брать руль в свои руки и поступать так, как поступает эффективный менеджер. Об этой войне с воровством я и хотел бы вам рассказать сегодня.

Итак, воровство бывает разное, можно просто украсть рабочее время у фирмы, проторчав весь день в интернете, а можно и деньги присвоить – давайте подробнее остановимся на типах воровства подчиненных

  • Кража. Ну что тут скажешь. Банальное присвоение чего-нибудь ценного.
  • «Левак». Так называемый «левак» - это выполнение работ на собственный карман за счет фирмы. Этим грешат продавцы, ремонтники бытовой техники и даже маршрутчики. Так могут назвать завышение цены услуги для клиента с присвоением разницы. Раньше такое называли «халтурой».
  • Злоупотребление. Это относится в равной мере и к менеджерам, делающим необоснованные скидки «для своих» и к бухгалтерам, проводящим двойные платежки и к кладовщику, списавшему годный к использованию товар.
  • Потери. Этим промышляют не только экспедиторы – если товар довозится небитым, то запланированные потери компенсируются прямо в карман работника.
  • Безделье. Перекур размером в целый рабочий день, в результате которого теряете деньги именно вы, как предприниматель.
  • Шпионаж. Не очень характерно для малого бизнеса, но требует упоминания. Когда-то я уже говорил об этом, когда писал о конкурентной борьбе. Такой вот засланный конкурентами «казачок» может изрядно подпортить репутацию фирмы, украсть важные сведения и переманить ваших клиентов.

Предпосылки к разным типам воровства также разные. Кому-то просто нечем заняться, а кто-то попросту не чист на руку. Приглядываться к людям бесполезно – на лбу ничего не написано, а глаза такие искренние, что аж плакать хочется. Вот мы и плачем, только тогда, когда узнаем об убытках, что принесли нам такие вот «ясноглазые». Какими же тактиками и стратегиями мы будем пользоваться, чтобы их уменьшить? На этот вопрос однозначного ответа нет, но некоторые методы достойны упоминания и оценки.

Боремся со злом.

Метод 1. Технический. Установка камер не очень поможет от воровства клиентов, но вполне способна уберечь имущество от подчиненных. Камеры могут быть как скрытыми (устанавливать такие нужно аккуратно), так и открытыми (чтоб не повадно, как говорится). Воруют и под камерами и без них, но возможно камеры помогут выявить зачинщиков и сберечь наиболее ценное оборудование и деньги. Помимо камер этот метод подразумевает интернет-фильтров, сигнализаций и карт доступа (особенно в случаях возврата товара).

Метод 2. Материальный. Не секрет и то, что большая часть подчиненных считает, что им не доплачивает и потому стремиться «компенсировать» убытки за счет компании. Повышение зарплаты и ужесточение санкций, применяемых к «волкам в овечьей шкуре» способно заставить людей держаться за место и не подставляться. Общая материальная ответственность, как по мне, самый ущербный вариант – Вася ворует и увольняется через неделю, а Петя и Женя должны платить за него. При таких «раскладах» Пете и Жене выгодней тоже чего-нибудь прикарманить, в качестве компенсации за несправедливость.

Метод 3. Публичная порка. Популярен еще со времен «совка», однако не очень- то действенен. Некоторым, что соль в глаза, что публичная отповедь – до лампочки. Наиболее современная модификация – довести до остальных сотрудников реальные причины увольнения сотрудника (воровство). Западная корпоративная культура не очень приживается на славянских просторах, там создают атмосферу, при которой такие пороки осуждаются абсолютным большинством.

Метод 4. Церберы. Хорошо поставленная и независимая внутренняя охрана способна контролировать процесс. Тут все дело в подборе сотрудников охраны, достаточно хотя бы одному оказаться «с гнильцой», чтобы состоялся сговор, и тогда воровать будет уже сама охрана, сваливая вину на сотрудников.

Метод 5. Кадровый. Жесткий отбор кадров – оптимальное решение. Обязательно никакого «блата», только объявления и личное собеседование. Связаться с предыдущим местом работы просто необходимо, как жаль, что у нас об этом говорят только на бумаге. Не помешает и гибкая система больничных и отпусков, чтоб люди могли отдыхать. Человек должен смотреть в будущее и видеть свои перспективы, как только он разочаруется в «росте» начнется воровство и отлынивание от обязанностей.

Перечисленные типы воровства подчиненных и методов борьбы с ним не догматичны. Это только те, что я знаю или те, о которых слышал от знакомых. Воровство – явление комплексное и бороться с ним нужно комплексно, ставя себя на место персонала. А приходилось ли вам нарушать закон на работе и почему? Встречались ли вам неординарные методы борьбы с воровством?

© Леонид Петров, 2012


Если вам понравился этот материал, нажмите, пожалуйста на кнопку Facebook,
Вконтакте, Tweet или Google+, чтобы о нем узнали другие люди. Спасибо вам!

Похожие статьи:



«Горячие» продажи – «Холодные» звонки


Бизнес-тупизм и откровенный слив клиентов


Путь молодого предпринимателя

Напишите ваш комментарий


Оставить комментарий

Войдите для того, чтобы оставить комментарий